Стэнфордская трехмерная оценка ограниченного и повторяющегося поведения
Новый диагностический инструмент призван охватить весь спектр повторяющихся форм поведения у детей
Согласно новому исследованию, ограниченные интересы и повторяющееся поведение (ОИПП) у аутичных людей делятся на восемь различных категорий. Эти категории составляют основу нового инструмента для оценки поведения детей и подростков.
ОИПП являются основной чертой аутизма, но сильно различаются по типу и интенсивности. Некоторые, такие как особые интересы и махание руками, могут быть полезными, в то время как другие могут отвлекать или наносить себе вред.
С помощью опросника, который называется «Стэнфордская трехмерная оценка ограниченного и повторяющегося поведения» (DARB), родители могут оценить повторяющееся поведение своего ребенка в каждом из восьми категорий. По словам Антонио Хардан, профессор психиатрии и поведенческих наук в Стэнфордском университете в Калифорнии, различные ОИПП, вероятно, связаны с различными генетическими и нейробиологическими нарушениями, и DARB может помочь исследователям более точно сгруппировать участников исследования для определения конкретных видов лечения, коррекции.
По словам Кэтрин Лорд, профессора психиатрии и педагогики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и соавтора одного из Золотой стандарт диагностики аутизма. Лорд не участвовала в создании шкалы. «Это внесет большой вклад в исследования ОИПП», — говорит Лорд.
По словам Хардана, команда планирует проконсультироваться со взрослыми аутистами, чтобы разработать версию опросника для самоотчетов в следующем году.
Исследователи остановились на восьми категориях, в каждом из которых есть по крайней мере девять конкретных моделей поведения, после анализа 41 исследования ОИПП и консультаций с 40 клиницистами, исследователями и 19 родителями аутичных детей. В окончательном списке 99 видов поведения отнесены к категории повторяющихся сенсомоторных действий, таких как вращение по кругу или щелканье выключателями; настаивание на одинаковости; самоповреждающее поведение, такое как кусание ногтей или ковыряние кожи; сенсорная чувствительность, например, отвращение к определенным тканям; необычные интересы, такие как увлечение определенным числом; обсессивно-компульсивное поведение, такое как чрезмерная забота о чистоте; повторяющийся язык; или ограниченные интересы.
Чтобы заполнить анкету, родители оценивают проявления каждого поведения своего ребенка в течение двух недель в диапазоне от «совсем не проблема» до «очень серьезная/чрезвычайная проблема».
Оценки DARB коррелируют с оценками аналогичного поведения в тестах RBS-R и RBQ-2, как обнаружили исследователи при анализе ответов родителей 1892 детей и подростков с аутизмом.
Результаты были опубликованы в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии в декабре.
По сравнению с аутичными девочками, аутичные мальчики имеют более интенсивное повторяющееся сенсомоторное и языковое поведение и менее интенсивное самоповреждающее поведение, как показали ответы DARB. Дети с более высоким уровнем тревожности, измеренным с помощью других опросников, имели более высокие баллы, указывающие на более выраженное поведение, в каждой категории DARB.
Результат предполагает, что вредные ОИПП можно устранить с помощью существующих методов лечения и коррекции тревоги, говорит Хардан.
Почти все — 98 процентов — детей, протестированных Харданом и его коллегами из когорты SPARK, имеют по крайней мере один ограниченный интерес, исследователи обнаружили в отдельном исследовании с использованием DARB, а 86 процентов имеют по крайней мере один необычный интерес. Девочки и мальчики имеют примерно одинаковое количество интересов, но для девочек они, как правило, более социальные, например, увлечение вымышленным персонажем. Эти результаты были опубликованы в журнале Autism Research в декабре 2022 года.
Команда также создала «нормативные диаграммы», детализирующие средние баллы по каждой категории в разбивке по возрасту, полу и коэффициенту интеллекта. В России данный опросник не адаптирован, исследований не было. Специалистами нашего центра он был переведен и мы считаем, что он будет очень полезен для анализа поведения ребенка, его понимания. И может использоваться как родителями, так и специалистами.