Логопед
Москва, Симферопольский бульвар 17, корп 1
Москва, проспект Защитников Москвы 14
Тел.: +7 910 495 17 20
+7 915 128 18 02

Логопед

Логопед занимается выявлением, диагностикой и коррекцией дефектов устной и письменной речи.

В задачи логопеда входит:

  • выявление речевого дефекта у ребенка;
  • определение причин нарушения речи;
  • разработка и проведение коррекционных и обучающих методик, подходящих именно для вашего ребенка;

Причинами нарушения речи могут быть:

  • внутриутробные нарушения развития – интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и др.;
  • врожденные аномалии развития – дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык), голосовых связок;
  • стрессы и психологические травмы;
  • органические поражения центральной нервной системы;
  • педагогическая запущенность – если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;
  • нарушение слуха - если ребенок не слышит речь окружающих, то не может научиться ее воспроизводить.

Логопед занимается диагностикой и коррекцией:

Фонетико-фонематического недоразвития (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Задержки речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, сурдолога, логопеда, нейропсихолога; при необходимости – проведении медицинского обследования (ЭЭГ, УЗДГ сосудов шеи и головы, АСВП).

Общим недоразвитием речи (ОНР) – это педагогический диагноз, характеризующийся нарушением формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Алалии

Суть данной патологии заключается в поражении клеток головного мозга, ответственных за формирование речи. Причиной этого могут быть аномалии развития, внутриутробные травмы, инфекции, а также травмы или другие повреждения головного мозга во время родов или в течение первых месяцев жизни, когда речь еще не начала формироваться. Умственные способности ребенка при этом могут быть абсолютно нормальными. Очень важно провести дифференциальную диагностику алалии с задержкой речевого развития, аутизмом, олигофренией, тугоухостью.

Дислексии

При данной патологии нарушается восприятие письменной речи, то есть, ребенок частично или полностью не способен читать.

Дислексия может проявляться:

  • трудностями распознавать отдельные буквы;
  • трудностями составлять из букв слоги;
  • трудностями при составлении слов из слогов;
  • неправильным чтением букв или слогов в слове;
  • неправильным пониманием прочитанного

Дисграфии

Суть заключается в том, что ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи. Проявляется дисграфия стойкими, постоянно повторяющимися грамматическими ошибками, которые ребенок допускает во время письма. Или неправильно отображать форму букв, пропускать буквы в словах, путать местами слоги в словах или слова в предложениях. Чаще всего выделяют:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия: пропуски гласных или согласных букв, слогов и частей слова; замена или перестановка букв; недописывание слов или добавление лишних букв; слитное написание слов. Неумение определить границы предложения в тексте.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки; нарушения управления: в ветка-с ветки; замена слов по звуковому сходству; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия: замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б; 2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ; замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м; зеркальлное написание букв: с, э, ю;

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и реже отмечаются у детей с ФФН.

Аграмматическая дисграфия. Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Дислалии

При данной патологии отмечается нарушение произношения звуков, хотя слух ребенка или его нервная система не поражены. Ребенок при этом может не произносить (или произносить неправильно) один или сразу несколько звуков.

Дислалия может быть:

Органической. Данная форма связана с наличием врожденных или приобретенных анатомических дефектов различных органов, принимающих участие в звукообразовании. Это могут быть дефекты языка, аномалии строения, количества или расположения зубов, аномалии неба, челюстей и так далее.

Функциональной. В данном случае нарушения связаны с неправильным восприятием ребенком речи окружающих. Это может наблюдаться при недостаточном общении с ребенком, а также когда в семье разговаривают на двух и более языках (при этом ребенок может путать звуки в некоторых словах). Такие же дефекты могут наблюдаться в том случае, если у одного или обоих родителей имеются дефекты речи (в данном случае ребенок, обучаясь, будет повторять услышанные им «ошибки»).

Дизартрии

При данной патологии отмечается дефект воспроизведения речи, обусловленный нарушением иннервации органов, принимающих участие в формировании звуков (языка, мягкого неба, губ). Речь ребенка смазанная, невнятная, иногда гнусавая.

Выделяют:

Бульбарная дизартрию, возникает при поражении продолговатого мозга. Этот отдел ЦНС отвечает за работу черепно-мозговых нервов, обеспечивающих функционирование языка и глотки. В речи практически отсутствуют звонкие звуки, произношение приобретает назальный оттенок. При бульбарной форме дизартрии наблюдаются не только речевые нарушения. Отмечаются трудности при проглатывании пищи, особенно твердой и жидкой, ребенку трудно жевать, на лице не отображаются эмоции;

Подкорковая: обусловлена поражением подкорковых узлов головного мозга. Основным проявление патологии в этом случае является нарушение мышечного тонуса, а также непроизвольные сокращения мимической и артикуляционной мускулатуры. Как правило, такие движения особенно заметны в момент разговора ребенка, но также они могут наблюдаться и в состоянии покоя. Поскольку мышечный тонус постоянно меняется, то речь ребенка может быть временами вполне нормальной. Однако в момент возникновения артикуляторного спазма он не в состоянии произнести даже несколько звуков. Из-за такого резкого переключения артикуляционных движений страдает внятность речи, нарушается тембр и сила голоса. В некоторых случаях подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, что еще больше осложняет речевую патологию;

Мозжечковая: в чистом виде у детей встречается нечасто. Различные патологии мозжечка приводят к тому, что речь становится скандированной. Во время разговора ребенок то и дело выкрикивает отдельные звуки;

Корковая: является формой дизартрии, сложно поддающейся выделению и распознаванию. Проявления кокковой дизартрии очень схожи на моторную алалию. И в том, и в другом случае нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата и произношение слов со сложной звуко-слоговой структурой. Однако при корковой дизартрии отсутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи. Ребенок испытывает трудности при переключении от одной артикуляционной позы к другой. Поэтому отдельные звуки он произносит четко, но в речи их автоматизация отсутствует;

Псевдобульбарная – это форма дизартрии, часто встречающаяся у детей. Именно этот тип расстройства возникает из-за поражения ЦНС во время развития плода в утробе матери, в момент родов или в первые годы жизни ребенка. Паралич возникает в результате повреждения путей, проводящих нервный импульс от коры головного мозга к ядрам подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов. Клинические проявления патологии схожи с бульбарной дизартрией, однако псевдобульбарная форма легче поддается коррекции.

Дисфонии

Характеризуется нарушением произношения слов или звуков, связанным с поражением или неправильным функционированием голосового аппарата. Основными проявлениями заболевания являются нарушения основных характеристик голоса.

Брадилалии

Суть данного заболевания заключается в патологическом замедлении речи. Причиной патологии является поражение отделов головного мозга, ответственных за раздельное произношение звуков.

Тахилалии

Данная патология характеризуется ускоренной речью. Ребенок говорит слишком быстро, невнятно, торопливо и напористо, иногда пропуская некоторые звуки. На фоне этого окружающие часто не понимают сказанного и вынуждены по несколько раз переспрашивать. Причиной тахилалии также является поражение отделов головного мозга, ответственных за воспроизведение речи.

Ринолалии

(Гнусавость) характеризуется нарушением звукообразования и тембра голоса из-за анатомического поражения верхних дыхательных путей.

Заикании

При данной патологии нарушение речи проявляется через частые повторения определенного звука (клоническая форма заикания) либо через паузы, возникающие перед произнесением определенных звуков (тоническая форма заикания).

Как проходит прием логопеда?

Во время консультации логопед действует по определенной схеме, что позволяет ему лучше узнать ребенка, ознакомиться с его проблемами, установить точный логопедический диагноз и назначить эффективную коррекцию.

Обследование у логопеда включает:

  • изучение истории развития ребенка;
  • осмотр;
  • оценку речи;
  • оценку слуха;
  • оценку зрения;
  • оценку интеллектуального развития;
  • назначение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

Методы коррекции, которые использует логопед

Метод коррекции Механизм
Массаж речевого аппарата (логопедический массаж, массаж артикуляционных мышц) Применяется не только в тех случаях, когда причина речевого дефекта связана с поражением речевого аппарата (нижней челюсти, мышц лица, языка), но и при нарушении голосообразующей функции. Показаниями к массажу могут быть дизартрия, ринолалия, заикание. Массаж может быть как стимулирующим, так и расслабляющим (подбор оптимальной техники проводит логопед после полноценного обследования ребенка). Правильное выполнение массажа позволяет нормализовать тонус артикуляционных мышц (принимающих участие в формировании речи), улучшить голосовую функцию, устранить повышенное слюноотделение (которое наблюдается при некоторых речевых дефектах), а также стимулировать формирование и развитие речевых функций.
Дыхательные техники Правильное (нормальное) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речи. При нарушении дыхательной функции у ребенка могут формироваться различные речевые дефекты, а также наблюдаться отставание в развитии речи. Развитие нормального дыхания позволяет улучшить голосовую функцию, способствует формированию плавной, спокойной речи, а также позволяет научить ребенка правильно произносить определенные звуки.
Артикуляционная гимнастика Включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее). Это способствует формированию речи. Дети начинают лучше произносить звуки и слова, улучшается качество произношения.
Пальчиковая гимнастика Эффективна при нарушениях письменной речи, обусловленной нарушением мелкой моторики пальцев рук. Выполнение специальных упражнений позволяет разработать точные движения в пальцах, улучшить качество письма.
Речевые упражнения Ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы. В результате подобных упражнений у него формируются и закрепляются навыки правильного произношения, то есть коррекция имеющегося дефекта. Эффективна данные упражнения при нарушениях артикуляции (то есть при дефектах речи, обусловленных поражением мышц, ответственных за воспроизведение звуков), а также при голосовых расстройствах.
Подражательно-исполнительские упражнения Суть методики заключается в том, что вначале логопед показывает ребенку, как нужно выполнить то или иное задание (произнести звук, написать или произнести слово, выполнить то или иное дыхательное упражнение), а затем просит ребенка это повторить. По мере развития навыка логопед перестает показывать необходимое действие, а лишь просит выполнить его (например, говорит ребенку написать или произнести определенные слова).
Творческие упражнения К данным упражнениям переходят после того как ребенок освоит те или иные звуки (слова, буквы, слоги и так далее) в подражательно-исполнительских упражнениях. При этом врач просит ребенка назвать или написать как можно больше слов, в которых встречается заученный им элемент. Это помогает пациенту научиться применять заученное слово в различных условиях.
Игровые упражнения При данном виде упражнений ребенок обучается речи или письму в игровой форме. При этом логопед может использовать самые разнообразные методики (игры с кубиками, подвижные игры, групповые игры, настольные игры и так далее). Во время игры специалист помогает ребенку научиться правильно произносить те или иные звуки или же записывать буквы, слоги и слова. Так как игра воспринимается ребенком легче, чем другие виды упражнений, это позволяет избежать психологического стресса и ускорить обучение.
Пение Во время пения пациенты также оттачивают навыки произношения тех или иных звуков, что помогает устранить речевые дефекты.
Наглядное моделирование При данном упражнении врач показывает ребенку различные картинки, видеоролики или фильмы, а ребенок должен стараться их описывать. Это помогает развивать устную речь, в то же время, оттачивать навыки произношения звуков, слогов и слов.
Запись на консультацию
Москва, Симферопольский бульвар 17, корп 1

Москва, проспект Защитников Москвы 14


ООО "БРАИНКИД" -Центры детской интегративной нейропсихологии. © 2024 Все права защищены.

Информация о товарах и ценах, предоставленная на сайте brainkid.ru, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Акутальную информацию о стоимости услуг вы можете узнать у наших администраторов по тел. +7 (910) 495-17-20, +7 (985) 352 -75 -09