Аутизм, РАС
Аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС) этот диагноз все чаще стали ставить детям в современном мире. И спектр этот очень большой, дети не похожи друг на друга. А о существовании и перечислении множества теорий о причинах возникновения аутизма, можно написать не одну статью.
Согласно пятой редакции Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5), разработанной Американской Психиатрической Ассоциацией. Чтобы диагноз был поставлен, необходимо, чтобы наблюдались, как минимум пять признаков из обеих групп, при этом их первой группа должны присутствовать все три признака, а из второй – хотя бы два.
Необычное поведение должно иметь место в раннем детстве, ограничивая и затрудняя нормальную жизнедеятельность.
Нехватка навыков коммуникации и социального взаимодействия, которая находит свое выражение во всех 3-х аспектах:
- Недостаточный социально-эмоциональный контакт
- Недостаточное умение понимать и использовать невербальные способы общения
- Недостаточное умение развивать и поддерживать отношения и связи с другими людьми (с учетом возраста ребенка)
Ограниченные и повторяющиеся шаблоны поведения, занятий и интересов, которые проявляются как минимум в 2-х из 4-х аспектов:
- Очень ограниченные неизменные интересы, которые ненормальны в силу концентрации на объекте увлечения
- Стереотипные и повторяющиеся движения, речь и использование объектов
- Чрезмерная приверженность к ритуалам или традициям или чрезмерное сопротивление к изменениям
- Гипер- или гипочувствительность к сенсорным переживаниям или необычный интерес к сенсорным аспектам своего окружения
ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАС И СОПУСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ (которые могут быть, а могут и не быть):
- Нарушение социальной коммуникации
- Повторяющееся или ограниченное поведение
Также при РАС может наблюдаться:
- Агрессивность
- Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и/или движения)
- Интеллектуальные расстройства (ЗПР – задержка психического развития, УО – умственная отсталость)
- Речевые расстройства (ЗРР – задержка речевого развития, дизартрия и др.)
- Двигательные расстройства, эпилепсия, нарушения сна.
- СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Социальные фобии
Нейропсихологическая коррекция очень хорошо себя показывает, особенно если у ребенка в анамнез неврологический фон:
- родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.);
- во время беременности были различные вредности (угроза выкидыша, мама переболела ОРЗ, была температура, был высокий уровень стресса и др.)
- родился с помощью кесарева сечения;
- родился недоношенным;
- наблюдается или наблюдался у врача-невролога;
- имел сотрясение мозга или другую травму головы;
- имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
- мало ползал или не ползал совсем;
- в движениях выглядит неловким, неуклюжим;
- неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;
- и др.